Вы наняты

Как простые люди становятся клинерами

К профессии уборщика часто относятся с пренебрежением — мол, не нужно быть гением, чтобы мыть полы. Но вот вам занимательный факт: только двое претендентов из ста становятся нашими клинерами. Сегодня расскажем о том, как мы отбираем сотрудников.

Первая встреча

Все начинается с общего собрания. Общаться индивидуально на первых порах с каждым — слишком долго. Куда проще регулярно собирать всех претендентов вместе и рассказывать им, каково это — работать в Qlean. На многих рассказ производит неизгладимое впечатление.

Рассказывает Дмитрий Рязанцев, HR: «Отток начинается уже на первом этапе. Я рассказываю им о компании, наших стандартах и принципах. Здесь все кивают и радуются. А потом приношу рюкзак клинера в полной комплектации, чтобы они могли его просто подержать в руках и представить, с чем предстоит иметь дело каждый день. Как правило, несколько человек после этого молча встают и уходят».

Мотивация

Юля Ровенская начинала как клинер, а теперь работает менеджером

Юля Ровенская начинала как клинер, а теперь работает менеджером

Первая встреча отсеивает тех, кто надеялся на легкие деньги. Следующими уходят люди без мотивации. Им, по большому счету, все равно, кем работать — уборщиками, курьерами, поварами — лишь бы было несложно.

В требованиях к соискателям есть пункт «опыт работы в клининговых компаниях». Но порой мотивация важнее, чем опыт. Так случилось с Юлией Ровенской — девушкой из рекламы Qlean. Она выросла в богатой семье и раньше нигде особенно не работала, но хотела чего-нибудь добиться сама, без помощи мамы с папой.

Юля ничего не знала об уборке, но была уверена в себе и была готова учиться. Она прошла стажировку и стала выезжать на заказы. Сейчас Юля работает менеджером — управляет командой клинеров и проводит тренинги. Все, как в книгах про истории успеха.

Иллюстрация: Вера Хохлова

Иллюстрация: Вера Хохлова

Служба безопасности

Перед началом нового этапа вступительных испытаний всех соискателей проверяет служба безопасности. Отчасти это напоминает банковскую проверку благонадежности клиента. Только акцент смещается на личные качества.

Проверка идет по нескольким фронтам: профили в социальных сетях, предыдущие работодатели, просто упоминания в интернете и открытых базах данных. Порой достаточно беглого взгляда, чтобы понять — человек не подходит.

Рассказывает Артем Ишонин, клиентское обслуживание: «У нас есть несколько десятков стоп-факторов. Самые очевидные — отзывы с предыдущих мест работы. Не важно, какие они, эти места. Нас интересуют личные качества соискателя. Контактные лица и указанные рекомендации — их мы тоже проверяем и задаем очень простые вопросы. На некоторые из них даже нет правильных ответов, есть интересные реакции, которые нам и важны».

Анкета

Кажется, что уборка — дело нехитрое. Помыть пол, протереть стены, вот и все. Ну, может быть, пара-тройка фокусов из бабушкиной школы. Но все немного сложнее.

Людям тяжело переучиваться делать что-то, что они считали правильным на протяжении десятков лет. Поэтому оставшиеся кандидаты проходят анкетирование — тест на знание технологии уборки. Среди вопросов встречаются и такие:

  • Что будет, если брызнуть очистителем для духовки на кухонную столешницу?
  • Как помыть сантехнику так, чтобы после высыхания не осталось налета?
  • Куда нужно наносить моющее средство — на салфетку или на пятно?

Проверка знаний — это половина дела. Вторая часть — разбор ответов. Мы разговариваем с претендентом о вопросах из анкеты, комментируем ошибки, следим за реакцией. Некоторые начинают злиться, спорить, приводить в пример свой опыт. Такие люди обычно не готовы учиться или не умеют общаться. Значит, в клинеры им пока рано.

Обучение

Претендентам предстоит многому научиться. Начиная с того, какими движениями нужно мыть пол и заканчивая химическими свойствами моющих средств. В основе лежат стандарты Британского института клининговых наук (BICS).

Рассказывает Владимир Панов, технолог: «В западных странах есть свои институты чистоты, с учебниками, экзаменами и дипломами. Люди пишут научные работы на эту тему, там все: химия, биология, экология и многое другое. В России такого института нет. Кандидатам часто не хватает элементарных знаний. Многие на полном серьезе считают, что одного универсального средства будет достаточно».

Претенденты начинают учиться. Они изучают:

  • какие бывают типы поверхности, их свойства,
  • виды загрязнений и методы их удаления,
  • какие есть моющие средства, когда их можно применять и в каких количествах.

Чтобы научиться правильно использовать содержимое стандартного рюкзака клинера (о нем расскажем отдельно), нужно не меньше недели.

Наш учебник для клинеров называется «Путь клинера». Это мини-книжка на 40 страниц. Внутри — наша методика уборки, инструкции и советы. По этой книжке будущие клинеры сдают экзамен.

Иллюстрации: Вера Хохлова

Иллюстрации: Вера Хохлова

Стажировка

После любого обучения должна быть контрольная проверка. В Qlean это выход в поле. Когда голова кандидата готова взорваться от новых знаний, к нему приставляют наставника и отправляют на заказ. Так что если вы вызывали одного клинера, а приехали двое, не пугайтесь. Это стажировка.

Наставник тщательно следит за ходом уборки и перед каждой процедурой спрашивает стажерка, что тот собирается делать. Словно инструктор по вождению, в любой момент он нажимает на тормоз и объясняет, что было сделано не так. Он все проверяет: не перепутал ли стажер тряпки, перед тем как помыть сантехнику? С какой стороны начал мыть комнату? Сколько моющего средства использовал?

Тут важна каждая мелочь. Если чистая посуда скрипит — значит, на ней осталось моющее средство. Если краны после мытья мокрые — через некоторое время чистящее средство может их уничтожить. Клинер должен знать, когда нужно использовать химию, а когда можно обойтись простой влажной салфеткой из микроволокна.

Но даже если сама уборка была сделана идеально, кандидат может получить плохую оценку только за то, что выглядел не очень опрятно, неправильно приветствовал клиента или слишком много хмурился.

Рассказывает Анна Еганова, тренинг-менеджер: «Один из основных тренингов — коммуникация с клиентом. Как и что отвечать в тех или иных ситуациях, как располагать клиента к себе и компании, как избегать конфликтов и что делать, если это не удалось. Это не только про общение, но и про одежду, привычки, поведение и настрой».

Если претендент блестяще выполняет пять уборок подряд, он становится клинером — получает форму, смартфон и доступ к мобильному приложению, в котором распределяются заказы.

Рассказывает Дмитрий Рязанцев, HR: «После первых уборок наставники нам рассказывают, как все прошло. Если у претендента есть незначительные оплошности, отправляем его на переобучение. Если ошибки повторяются и после этого, что ж, значит, нам с этим человеком не по пути».

В среднем, от первой встречи до получения формы проходит 2–3 месяца. За это время отсеиваются люди, которые плохо мотивированы, не умеют или не хотят учиться, плохо или вызывающе себя ведут и не готовы брать на себя ответственность.

Оставшиеся претенденты за это время:

— избавляются от иллюзий и заблуждений насчет уборки;

— осваивают современные и безопасные методы экологичной уборки;

— узнают свойства загрязнений, покрытий и чистящих средств и прекрасно понимают, как с ними обходиться.

Но обо всем этом мы расскажем в другой раз. Подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить ничего интересного. А если вы прочитали статью и поняли, что хотите стать клинером — ждем вас здесь.

Скачайте наше приложение и закажите уборку со скидкой в 15% — Qlean в AppStore

Новые статьи:

blank